Храм на Петровке при ГУ МВД г. Москвы




Поиск:


Сегодня 22 июля 2017г.

Архив новостей:

« 2017 »
« »
пнвтсрчтптсбвс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930






ЗНАМЕНСКАЯ РУБРИКА



Газета "Петровка, 38"
Вопрос: О поприще Великого поста.

Ответ: «Се день спасительный, пощения вход! Душе бодр¬ствуй и входы страстей затвори, ко Господу взирающи». Так наставляет святая Церковь христианина, лишь только он начинает подвиг святого Великого поста
По Церковному установлению, чтобы достойно встретить тот или иной христианский праздник, следует к нему подготовиться и, в первую очередь, привести в порядок свою душу.
Самое главный праздник в жизни Православной церкви — Воскресение Христово — предваряет и самый стро¬гий и длительный пост, называемый Великим. Сорок во¬семь дней перед светлым праздником Пасхи православные христиане будут поститься в память крестных страданий Спасителя и Его великой искупительной жертвы за весь грешный мир. А потому время Великого поста признано Церковью временем особого покаяния.
Пройти это «поприще поста» (другими словами, совер¬шить своего рода духовный подвиг) Церковь и призывает нас: «Радостно воспримем, верные, боговдохновенное возвещение Поста…»
Великий пост начинается за семь недель до Пасхи. Он включает в себя:
— Святую Четыредесятницу — в память сорокад¬невного поста Иисуса Христа, Который после Своего кре¬щения удалился в пустыню и там постился в течение этого времени перед тем, как идти проповедовать;
— и Страстную седмицу, посвященную воспомина¬нию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданиям (страстям) на Кресте, смерти и погребению.

Каждая седмица (неделя) Великого поста — этап на пути к Пасхе Христовой. Чтобы помочь верующим пройти этот длин¬ный, нелегкий путь и укрепить их веру, Церковь каждую седмицу вспоминает определенные события и святых.
Первая и последняя (Страстная) сед¬мицы Великого поста отличаются строгостью, а их богослужения — продол¬жительностью.
Это время особого покаяния и сугу¬бых молитв. Верующие, как правило, ежедневно посещают богослужения этих седмиц.
По строгому церковному уставу, в понедельник и вторник первой седмицы установлена высшая степень поста — полное воздержание от пищи; первое вкушение пищи разреша¬ется лишь в среду, а второй раз — в пят¬ницу после литургии Преждеосвященных Даров.
В эти дни предписывается сухояде¬ние, то есть пища без масла.
Разумеется, для слабых, больных, пре¬старелых людей, беременных и кормя¬щих женщин эти требования, по благо¬словению духовника, ослабляются. Начиная с субботы первой седмицы можно вкушать постную пищу.
Рыба разрешается всего два раза за весь пост: в. Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля), и на Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). В Лазареву суб¬боту (суббота перед Вербным воскресе¬ньем) разрешается рыбная икра. Если строго следовать уставу, то раститель¬ное, масло разрешается только по суб¬ботам (кроме субботы на Страстной седмице) и воскресеньям.
Особенность Великопостного богослужения – совершение пол¬ных литургий только по субботам и воскресеньям; в понедельник, вторник и четверг литургия не совершается.
По средам и пятницам совершается литургия Преждеосвященных Даров. Само название этой службы говорит о том, что на ней происходит причащение Святыми Дарами, освященными прежде, в предыдущее воскресенье.

Первые четыре дня Великого поста вечером в православных храмах читается великий покаянный канон преподобного Андрея Критского — вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца. Православные люди всегда стараются не пропустить эти службы, поразительные по силе воздействия на душу.
В пятницу первой седмицы после ли¬тургии происходит освящение «колива» (отваренной пшеницы с медом), в па¬мять святого великомученика Феодора Тирона. Этот святой явился во сне Антиохийскому епископу Евдоксию. Он открыл ему тайное приказание импера¬тора Юлиана Отступника окропить кровью идоложертвенных животных все съестные припасы и повелел в тече¬ние недели ничего не покупать на рын¬ке, а питаться коливом.
Неделя первая Великого поста посвя¬щена Торжеству Православия. Праздно¬вание это было установлено по поводу окончательной победы Святой Церкви над иконоборческой ересью. В этот день, после литургии, в храме соверша¬ется особенный чин — чин торжества Православия. Этим чином Церковь анафематствует, то есть отлучает от едине¬ния с собой еретиков, врагов Правосла¬вия, и славословит его защитников.
Неделя вторая чествует память святи¬теля Григория Паламы. Он известен как обличитель ереси Варлаама, отвер¬гавшего православное учение о нетварном свете.
Неделя третья Великого поста — Кре¬стопоклонная. На этой неделе прослав¬ляется святой Крест Господень. Для по¬клонения и духовного подкрепления проходящих поприще поста Крест выно¬сится из алтаря на середину храма.
Неделя четвертая Великого поста предлагает нам высокий пример пост¬нической жизни в лице преподобного Иоанна Лествичника, автора «Лествицы» (лестницы).
Неделя пятая Великого поста посвя¬щена прославлению подвигов препо¬добной Марии Египетской.
В среду на пятой седмице совершает¬ся всенощное бдение с чтением Великого покаянного канона святого Андрея Критского и жития преподобной Ма¬рии Египетской. По этой особенности оно называется Андреевским стоянием, или стоянием Марии Египетской.
В субботу этой же седмицы соверша¬ется пение акафиста Пресвятой Богоро¬дице, которое установлено в благодар¬ность за избавление Ею Царьграда от врагов.
Суббота перед праздником Входа Господня в Иерусалим именуется Лазаревой. В этот день вспоминается вос¬крешение праведного Лазаря, которое совершил Господь Иисус Христос в доказательство Своей Божественной си¬лы и в знамение нашего воскресения. Лазарево воскрешение послужило по¬водом к осуждению Спасителя на смерть, поэтому с самых первых веков христианства установлено было совер¬шать память этого великого чуда перед самой Страстной седмицей.
Неделя шестая Великого поста на¬зывается «Неделей ваий», в просто¬речии — «Вербным воскресеньем» (или Цветоносным), и празднуется «Вход Господень в Иерусалим». Ветви ваий (пальмовые ветви) у нас заменяются вербами, так как верба раньше других ветвей дает почку. Обычай употреблять вайи в этот праздник имеет свое осно¬вание в обстоятельствах самого собы¬тия входа Господня в Иерусалим. Мо¬лящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его как Победителя ада и смерти, держа в руках «знамение победы» — цветущие вербы с возжженными свечами.
После Вербного воскресенья на¬ступают Великие дни, или Страстная седмица. Седьмая седмица — последняя неделя поста перед Пас¬хой. Это самое святое время Церковного года, который, можно сказать, является как бы подготовительным к сед¬мице Страстей Христовых и Пасхи.
По величию и важности вспоминаемых евангельских событий каждый день этой седмицы называется Святым и Великим, и в каждый из них совершаются особые служ¬бы. В это время Церковь призывает нас оставить все су¬етное и мирское и непременно посещать храм, сопережи¬вая трагическим событиям последних дней земной жизни Спасителя.
В храме читают Евангелие Страстей Христовых (Страданий Христовых), как Он был предан Иудой Ис¬кариотом, взят под стражу, бичеван и распят на Кресте. Пост на этой седми¬це, как и на первой, строгий (то есть без масла). А в Великую Пятницу — в день всеобщей скорби о распятом Спа¬сителе — принято не вкушать никакой пищи до окончания богослужебного чи¬на погребения Плащаницы Господа (особого покрывала с изображе¬нием Христа, лежащего во гробе).
Заканчивается Страстная седмица торжественным празднованием Пасхи — Светлого Христова Воскресения. Вос¬кресение из мертвых Иисуса Христа во плоти — прообраз всеобщего воскресе¬ния из мертвых всех людей в день Страшного Суда и обетование жизни вечной, уготованной Богом праведни¬кам. Это праздник для тех, кто, испол¬няя заповеди Христовы, в земной своей жизни сораспинается со Христом, ведя духовную брань со страстями и грехом.
По православному учению человек одновременно при¬надлежит двум мирам — духовному и материальному. До грехопадения первых людей человеческая природа была цельной, то есть тело служило душе в едином стремле¬нии к достижению человеком богоподобия. После гре¬хопадения гармония духовного и материального в чело¬веческой природе оказалась нарушена: отныне телесная часть (в православии ее называют плотью) зачастую пе¬ревешивает духовную и может подчинить волю челове¬ка исключительно физическим побуждениям, превратить его в раба своих животных страстей и привычек. Это мы и наблюдаем в последнее время: погоню за всевозможными удовольствиями, сладострастие, потребление наркотиков и алкоголя, удовлетворение похоти и т.д.
Церковный пост и призван в первую очередь к тому, чтобы «поработить плоть», подчинить низшее высшему — то есть вернуться к тому, чтобы тело служило человеку, а не человек «шел на поводу» у собственно¬го тела:
Другими словами, церковные посты имеют своей целью духовное совершенствование человека.
Как писал преподобный Варсонофий Оптинский (XIX век), пост «бывает двоякий — внутренний (душевный) и внеш¬ний (телесный).
Первый есть воздержание зрения, слуха и всех наших пяти чувств от всего скверного и нечистого, второй — воздер¬жание от скоромной (животного происхождения) пищи. Тот и другой пост неразрывно связаны друг с другом.
Многие наши сограждане, начинающие свое воцерковление (или следуя «моде»), считают, что пост заключается в том, чтобы принимать постную пищу, а в осталь¬ном совершенно не изменяют своего образа жизни. Это мнение совершенно не отвечает истинному положению вещей. Сущность поста раскрывает церковная стихира (стихи): «Истинный пост в том, чтобы удаляться от вся¬кого зла, сдерживать свой язык, подавлять гнев, удержи¬ваться от страстей, осуждения ближних, лжи и наруше¬ния клятвы».
Именно посту внутреннему придавали большое, ес¬ли не главное, значение святые отцы. Внешний пост для них был само собой разумеющимся!
Итак, первая неделя святого поста уже наступила. В храмах Божиих —черные постовые облачения, темные лампадки, особый постовой распев песнопений… Все призывает к покаянию, изменению греховной жизни. На богослужениях звучит молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего...», которую все молящиеся совершают с земными поклонами.
Раздаются протяжные звоны коло¬колов, на службах у многих прихожан вырываются невольные вздохи. Неизвестно, отчего происходят эти вздохи. Воздыхает ли душа, подавляемая преобладанием плоти, или вздыхает ли сама плоть, предчувствуя свои лишения? В любом случае это значит, что душе нужно облегчение. И чем более будет вздыхать плоть, тем более, со временем, возрадуется дух. Пусть воздыхает душа больше и больше: «…аще внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни» (1 Кор. 4, 16).
Посредством лишений плоти пост поставит на законное место душу, восстановит ее значение, сделает ее главой над плотью. Одно только это действие поста говорит в его пользу: все несчастия, все беды и скорби, все беззакония, омрачающие нашу жизнь, происходят от преобладания плоти над духом. Поэтому нужно дерзкой подчиненной указывать свое место, нужно подчинить ее духу. В это состояние и приво¬дит плоть пост, об¬легчая тяжесть души.
Пост – наш благотворитель и наставник. Как воспользоваться уроками этого доброго наставника? Не протекают ли драгоценные часы, дни и месяцы нашей жизни без всякой пользы для души? Не пройдет ли беспо¬лезно для мно¬гих из нас это бесценное время поста?
«Се день спасительный, пощения вход, — с таким словом обраща¬ется к нам святая Церковь в первый день поста, — Душе, бодрствуй и входы страстей затвори, ко Господу взирающи».
Бодрствуй, душа христианина, и не потеряй без пользы для себя драгоценных дней, в кото¬рые можешь приобрести себе покой и истинную ра¬дость для земной жизни и жизни вечной.
Бодрствующий домовладыка не позволяет вой¬ти в дом свой татю (вору) или разбойнику. Душа наша, погруженная в сон, не запрещает к себе войти греху, который крадет ее богатство, и, как хозяин, рас¬полагается в чужом доме. Если этот гибельный сон души будет продолжаться, время спасительного поста пройдет для нее бесслед¬но. Грех — самый сильный и хитрый наш враг. Он под разными благовидными предлогами нарочно будет усыплять душу, чтобы не дать ей воспользоваться спасительным временем поста.
Итак, бодрствуй, душа христиан¬ская, стань на страже, предстоит борьба с самым коварным врагом твоим. Посмотри, как ведет себя хозяин дома, когда опасается вторжения татей: он караулит днем и ночью, внимательно при¬слушивается к каждому шороху, чтобы всегда быть готовым к отражению, к защите. Так и душа наша должна бодрствовать и постоянно прислушиваться, не толкается ли к ней грех, не хочет ли проникнуть в дом ее какая-ни¬будь злая страсть. Таких незваных «гостей» она должна гнать от себя со всей твердостью и решительностью. В этом преимуще¬ственно и состоит пост спасительный.
Но человек, при всей бдительности своей, не может как следует оградить своего жилища, если не загра¬дит окон и дверей дома. Наша душа также имеет свои слабые места - отвер¬стые входы, которыми могут проникнуть в нее тати духовные. Беда, если она, понадеявшись на свою бди¬тельность, не укрепит, как должно, этих опасных входов. Посему Церковь советует ей бодрствовать и «входы страстей затворить». Понятно, какие это входы страстей нечистых: это — открытые окна души— пять телесных чувств наших, через ко¬торые душа принимает впечатления от внешних предметов.
Эти органы, конечно, передают ей и добрые влияния; но душа, в настоящем поврежденном состоянии своем, к несчастью, лучше и способнее прини¬мает впечатления нечистые. Грех легко и беспрепятственно заражает поврежденную душу. Поэтому нужно закрыть те двери, которыми про¬никают в душу нечистые страсти. Как это сделать? Что же, не смотреть глазами? Неужели совсем не слушать ушами и не открывать уста хоть бы для принятия пищи? Нет, не так советует нам Церковь.
Хоть на время поста «от¬вращай очи, еже не видети суеты», обращай их к Живущему на небесах, устремляй их на Крест Спаси¬теля, на изображаемую в подножии Распятого мерт¬вую главу Адама, и этим зрелищем возбуждай в себе покая¬ние в грехах своих, — это они пригвоздили ко кресту Сына Божия.
Имей и память смертную, очень полезную в борьбе со грехом. «Поминай последняя твоя и во веки не согрешиши». На протяжении поста закрой и слух твой от гнилых речей, от матерных слов, от чувственных и раздражительных звуков, и открой его для слушания Слова Божия. К тому же, если Великим постом тратить свои органы чувств на бесконечные шоу и телепередачи, то совсем можно забыть о предметах духовных и свя¬тых.

Гортань назначена, между прочим, для принятия пищи. Без пищи нельзя обойтись и постом. Но во дни поста ее надо принимать столько, сколько необходимо для поддержания телесных сил в той мере, чтобы плоть не отказывалась быть служебным орудием духа.
Ес¬ли будем располагать нашими внешними чувствами, то они не будут слу¬жить входом страстей греховных; через них откроет¬ся путь в душу впечатлениям духовным и ощущениям святым.

Впрочем, и этих предосторожностей еще недоста¬точно для того, чтобы провести время поста с пользой душевной. В сердце человека не от вне только прони¬кают нечистые страсти. Грех живет в душе со дня ро¬ждения нашего и развивается в ней даже тогда, ко¬гда она совершенно закрыта от внешних впечатлений. «От сердца исходят помышления злая». Такие помыслы возникают даже тогда, когда человек оставляет мир и живет в безлюдных пустынях. Тем более опасности от греха для живущих в шу¬мном городе, в эпицентре людских страстей, где иногда от греха не убережешься. Что душа должна делать в подобных случаях? Опять, по наставлению святой Церкви, должна бодрствовать «ко Господу взирающи». Мысль, что Господь, Творец, Искупитель и Судия наш при¬сутствует с нами, что Он видит все наши дела и сокровенные движения нашего сердца, — эта мысль должна быть главной. «Ходи предо Мною», — говорит Бог Авраа¬му. «Христос в вас есть», — напомина¬ет нам апостол. Живое ощущение присут¬ствия Бога, уверенность во всеведении и суде Божием всегда могут остановить в человеке пополз¬новение к греху. Итак, если помысл греховный возникнет в душе нашей, тотчас представим се¬бе, что «Господь близ есть», что Он знает все внутренние движения наши. И тогда нам стыдно бу¬дет иметь свидетелем наших внутренних нечистот Всеведущего Бога. А если близкий нам Господь всегда го¬тов помочь нам, то, ознаменовав себя крестным знамением, обратимся молитвенно к Богу, и спасительная благодать Его не замедлит осенить нас.
Да, благ совет Матери-Церкви вступающим на поприще святого поста: «Душе, бодрствуй и входы страстей затвори, ко Господу взирающи». Кто чувствует тяжесть греха, понимает величину зла, грехом порождаемого, тому не трудно подобный совет при¬нять к сердцу. Но кто привык шутить грехом, как игрушкой, – тот испытывает долготерпение Божие. Тот, кто наслаждается грехом, кто не обращает внимания на грех, – тот не слышит слово святой Церкви. и часто остается непонятливым до самой смерти. В стране смерти вечной он, конечно, сделается понятливее; только тогда уже поздно будет спасать себя.
Чтобы очистить свою душу от дурных дел и помыслов, православные люди каются в своих грехах, регулярно прибегая к Таинству исповеди, просят прощение за соделанное, стараются не грешить. «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного». Другими словами, православный человек с Божией помощью стремится изменить себя, стать качественно другим (в греческом языке «раскаяние» и «перемена мыслей» обозначаются одним словом). В этом делании наш главный помощник и друг - Великий пост.
«Се день спасительный, пощения вход! Душе бодр¬ствуй и входы страстей затвори, ко Господу взирающи».
Великий пост – это единственный спасительный путь ко дню Светлого Христова Воскресения.
«Приготовимся к поклонению Кресту и Воскресению Хри¬ста Бога нашего. Не посрами (не лиши нас) надежды нашей, Человеколюбие!»

















        127053, Москва, 1-й Колобовский переулок, д.1, стр.2
        (495) 699-72-58, 694-96-12


     Made in RopNet