Храм на Петровке при ГУ МВД г. Москвы




Поиск:


Сегодня 27 марта 2023г.

Архив новостей:

« 2023 »
« »
пнвтсрчтптсбвс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031






19.05.2014

Славные имена России. Генералиссимус Александр Васильевич Суворов


«Мы – русские, какой восторг!»

Александр Васильевич Суворов - выдающийся полководец, генералиссимус (1799), граф Рымникский (1789), князь Италийский (1799) - родился 13/26 ноября 1730 г. в старинной дворянской семье бывшего ординарца Петра I, затем генерала. Уже в детстве решил, что будет служить Отечеству на военной службе: под руководством отца изучал артиллерию, фортификацию, военную историю и иностранные языки, свой слабый от рождения организм закалял физическими упражнениями. В 1742 г. был записан солдатом в лейб-гвардии Семеновский полк, в котором в 1748 г. начал службу капралом (хотя дворянские дети обычно начинали ее в офицерском чине) и хорошо узнал настоящую солдатскую жизнь. Затем служил на младших должностях и только в 1754 г. был произведен в офицеры.

Боевую деятельность подполковник Суворов начал в годы Семилетней войны (1756-1763), участвовал участвовал в Цорндорфской битве (1758 г.), в сражении под Кунерсдорфом (1759), во взятии Берлина (1760) в составе отряда Тотлебена, в 1761 г. командовал отдельным отрядом и нанес ряд поражений прусской армии.

В 1769-1772 гг. бригада генерал-майора (с 1770) Суворова успешно действовала против отрядов польских конфедератов, нанеся им ряд поражений. Вступив на территорию Польши, Суворов видел свою задачу в том, чтобы способствовать прекращению мятежа против законного короля Речи Посполитой. Он строжайшим образом следил за соблюдением уважения армии к местным жителям. За эти успехи Суворов получил свой первый орден св. Георгия, и не 4-й степени, как полагалось по статуту, а сразу 3-й.

Во время Русско-турецкой войны (1768-1774) после неоднократных личных просьб Суворов был лишь в 1773 г. направлен в 1-ю армию генерал-фельдмаршала П.А. Румянцева-Задунайского и внес решающий вклад в русскую победу. В мае-июне 1773 г. отряд Суворова дважды форсировал Дунай и разбил турок у Туртукая вопреки запрету командующего. Румянцев хотел наказать молодого генерала за своенравие, ноИмператрица Екатерина II написала ему: "Победителей не судят" – и наградила Суворова орденом св. Георгия 2-й степени. В июне 1774 г. Суворов нанес поражение 40-тысячному турецкому корпусу при Козлудже. 10/24 июля Кючук-Кайнарджийский мир закрепил успехи русской армии в войне. По этому случаю Александр Васильевич был награжден золотой шпагой, украшенной бриллиантами.

В августе 1774 г. Суворов был направлен с войсками для подавления бунта Пугачева, хотя прибыл уже к его завершению. В 1774–1786 гг. командовал дивизиями и корпусами в различных районах России; руководил сооружением Кубанской укрепленной линии и усилением обороны Крыма.

«Подобной гавани, – писал Александр Васильевич Суворов об Ахтиарской (Севастопольской) бухте, – не только у здешнего полуострова, но и на всем Черном море другой не найдется, где бы флот лучше сохранен и служащие на оном удобнее и спокойнее помещены быть могли».

Первым из крупных русских военачальников обратил внимание на удобную бухту в южной оконечности Крыма А.В. Суворов в 1778 г. На северном берегу бухты имелось татарское селение из 7-9 мазанок под названием Ак-Яр (Белый Утес), по имени его и бухта долгое время называлась на российских картах Ахтиарской. 15/28 июня 1778 г. Суворов разместил по берегам Ахтиарской бухты 6 батальонов пехоты, конницу и артиллерию. Он приказал срочно прикрыть бухту батареями, причем распорядился вести работы тайно, ночью, чтобы стоявшие в бухте турецкие корабли ничего не заметили. Турецкая эскадра состояла более чем из 10 судов, а русских батарей было всего три, и все же находиться более в бухте турки не рискнули, в ночь на 17/30 июня они покинули ее акваторию. Императрица Екатерина II высоко оценила демонстративную акцию Суворова – «за вытеснение турецкого флота из Ахтиарской гавани и от крымских берегов» она пожаловала полководцу украшенную бриллиантами золотую табакерку со своим портретом.

Следующую русско-турецкую войну (1787–1791) Суворов начал в чине генерал-аншефа победой под Кинбурном (1787). Ему удалось разгромить крупный десант турецкого флота на Кинбурнской косе и расстроить первоначальный военный план противника. Генерал-фельдмаршал Потемкин, ходатайствуя перед Императрицей о награждении героя Кинбурна высшим орденом – святого Андрея Первозванного, писал ей: «Суворов на шестидесятом году служит с такой горячностью, как двадцатипятилетний». Он сравнивал его с другими генералами: «И сколько таких, в коих нет ни веры, ни верности! И сколько таких, в коих ни службы, ни храбрости. Награждение орденом достойного – ордену честь. Я начинаю с себя – отдайте ему мой...» Награждение состоялось.

Последовали блестящие победы под Очаковом (1788), у Фокшан (1789); при Рымнике (1789) во главе русско-австрийских войск он наголову разгромил по частям турецкую армию, вчетверо превосходившую войска Суворова по численности. За эту битву он получил орден св. Георгия 1-й степени и титул графа Рымникского.

Затем Суворов взял знаменитым штурмом крепость Измаил (1790), которая считалась неприступной. По своем прибытии в начале декабря Суворов немедленно предложил крепости сдаться. «Сутки на размышление – воля», – говорилось в послании турецкому коменданту. – «Первый выстрел – уже неволя. Штурм – смерть». Комендант высокомерно ответил: «Скорее небо упадет на землю и Дунай потечет вверх, чем падет Измаил». Ответом русских был штурм (11/24 декабря 1790). Из 35 тысяч турок в плен попало 9 тысяч (в основном раненые), остальные были убиты в ходе штурма. Потери русских – 4 000 человек. Взятие Измаила было решающим для победного окончания войны. В честь этого подвига полководца по распоряжению Екатерины была выбита золотая именная медаль с профилем Суворова.

В 1791 г. Суворов был назначен командующим русскими войсками в Финляндии, в 1792-1794 гг. – в Новороссии. В 1794 г. он был вновь отправлен в Польшу для усмирения восстания, руководимого Тадеушем Костюшко, где нанес поражения войскам повстанцев (при Крупчицах, под Брест-Литовском, Кобылкой и др.) и штурмом овладел предместьем Варшавы. В 1794 г. был произведен в генерал-фельдмаршалы. С воцарением Императора Павла I у прямого Суворова возникли разногласия с Государем. Суворов осознавал несовместимость прусской системы военной подготовки и русского народного характера, он уже создал и успешно опробовал на практике свою четкую русскую систему военного воспитания солдат и не соглашался с навязываемыми сверху устаревшими предписаниями прусской муштры. Критика павловского устава и отказ Суворова выполнить приказ Императора привести подчиненные ему войска «в мой порядок» повлекли за собой увольнение Суворова из армии (6/19 февраля 1797) и ссылку на два года в село Кончанское Новгородской губернии. Однако связи с образованием антифранцузской коалиции (Англии, Австрии, России) Павел I по просьбе союзников в феврале 1799 г. назначил Суворова главнокомандующим русскими и союзными войсками в Италии. "Иди, спасай царей!" – напутствовал его Павел.

Итальянский и Швейцарский походы стали в 1799 г. вершиной полководческой славы Суворова. Победы русской армии на реках Адде и Требии, поражение французов при Нови позволили освободить всю Северную Италию от противника. За этот поход Суворову был пожалован титул князя Италийского.

Во время Швейцарского похода, когда суворовская армия оказалась в окружении, брошенная союзниками на произвол судьбы, Суворов и его "чудо-богатыри" показали чудеса при взятии перевала Сен-Готард и Чертова моста. Войска Суворова с честью вышли из окружения. За Швейцарскую кампанию Суворов получил чин генералиссимуса. В октябре 1799 г. Павел I разорвал союз с Австрией из-за ее эгоизма и отозвал русские войска в Россию, где Суворов вновь подвергся опале за нарушения «высочайшего устава». Вновь причиной стал его прямой характер, не позволявший мириться с неправильными решениями, однако подобные невзгоды Суворов переносил мужественно. В этой опале прославленный полководец и умер от болезни. Погребен он в Александро-Невской лавре. На надгробной плите высечена краткая надпись, предложенная Державиным: "Здесь лежит Суворов".

Жизнь Суворова была трудной жизнью воина, он бывал много раз ранен, терпел лишения и обиды. Был необыкновенно трудолюбив. Всю жизнь он занимался самообразованием, хорошо изучив, помимо военных дисциплин, математику, философию, историю, владел восемью языками, занимался литературным творчеством, философией. Суворов стал создателем собственной военной доктрины и новой стратегии и тактики войн. Свои военные взгляды Суворов развил в "Полковом учреждении" (1765), знаменитой "Науке побеждать" (1795), записках и инструкциях.

В области стратегии он был противником распространенной в то время в европейских армиях кордонной системы ведения войн, которая сводилась к распылению сил, неспешным военным действиям, излишним потерям. Суворов исходил из того, что война служит последним (силовым) способом достижения мира, поэтому она должна быть по возможности быстрым и эффективным применением силы в виде активных и решительных наступательных действий. Стратегически Суворов считал наиболее целесообразным не растягивать войска вдоль линии фронта, а сосредоточивать основные силы на главном участке сражения, добиваясь превосходства в направлении решающего удара и обезпечивая разгром противника по частям, а затем его преследование. Тактическим приемом Суворова было широкое использование тщательной боевой выучки и импровизации, маневра, выбор которого происходил с учетом противника, местности и обстановки.

Основой же своей "науки побеждать" Суворов сделал создание соответствующего воина, солдата и офицера. Он выработал свою систему воспитания и обучения войск, основанную на напряженной боевой подготовке, уважительном отношении к солдату и принципах: "Глазомер, быстрота, натиск". И в бою, и в воспитании армии Суворов ценил и сам проявлял находчивость и индивидуальность, сочетая ум с шуткой (нередко в виде знаменитого суворовского "юродства"), строгость боевого командира с тесным общением с подчиненными, неприхотливость в быту с личной высокой культурой. Большое психологическое значение Суворов придавал военной музыке и солдатской песне, торжественному выносу знамени, которые усиливают моральный дух войска:«Музыка удваивает, утраивает армию… С крестом священника, развернутыми знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил!». В воспитании Суворов всегда показывал личный пример ("делай, как я"), разделяя с подчиненными все трудности походной жизни, хлебал солдатские щи и кашу. Служба в нижних чинах давала полководцу доскональное знание армейского быта и огромное преимущество перед другими другими генералами. По словам Дениса Давыдова, он «положил руку на сердце солдата и изучил его биение», за что солдаты платили ему любовью, называя его "солдат-фельдмаршал", и видели в нем настоящего отца солдадам.

Например, когда суворовский пехотный полк стоял в Новой Ладоге, помимо военной учебы Суворов уделял внимание и воспитанию детей, живших при полку. Суворов лично участвовал в строительстве школы и церкви - от рубки леса до возведения зданий. Затем Суворов в только что выстроенной своими руками школе взялся преподавать детям арифметику, написал проект учебника, составил краткий катехизис и молитвослов.

«Военно-воспитательная система Суворова, давшая столь удивительные по своим практическим последствиям результаты, прежде всего была осмыслена самовоспитанием творца этой системы. Основной чертой духовного облика Суворова была его вера в Бога. Простая, ясная вера, какой всегда был силен русский народ», - писал исследователь и поклонник Суворова белый генерал Б.А. Штейфон, применяя его метод для поддержания духа Белой армии в Галлиполи.

Соответственно Суворов придавал важнейшее значение христианскому осмыслению солдатского долга и всего поведения Русской армии как христолюбивого воинства. Даже в походных условиях он строго соблюдал посты. Перед боем Александр Васильевич так наставлял солдат: «Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву. Молись Богу! От Него победа. Чудо-богатыри! Бог нас водит. Он нам генерал!.. Умирай за Дом Богородицы, за Матушку!». – Так Суворов чувствовал значение Русского православного царства как оплота Божией Истины в міре. Так надо понимать и его знаменитый возглас: «Мы – русские, какой восторг!».

Суворов дал более 60 сражений и все их выиграл. Непобедимый полководец, любимец солдат, человек огромной личной храбрости, самостоятельных независимых суждений, строгий православный христианин, один из образованнейших людей своего времени – Суворов создал непреходящие духовные, тактические и стратегические основы современного русского национального военного дела и внес большой вклад в развитие мірового военного искусства. Суворовские заветы до революции изучались в кадетских корпусах Российской империи, а позже – хотя и в идеологически препарированном виде без них не могли обойтись и в советских суворовских училищах (название их говорит само за себя).

Суворов говорил: «Горжусь, что я русский!.. Потомство мое прошу брать мой пример... до издыхания быть верным Отечеству». На заветах Суворова были воспитаны все следующие талантливые русские военачальники, как служившие под началом Суворова: М.И. Кутузов, П.И. Багратион, М.И. Платов, М. Милорадович, А.П. Ермолов, так и последующие: М. Скобелев, М.А. Драгомиров и другие. Имя Суворова навсегда стало символом доблести и славы русского оружия.






        127053, Москва, 1-й Колобовский переулок, д.1, стр.2
        (495) 699-72-58, 694-96-12