Храм на Петровке при ГУ МВД г. Москвы




Поиск:


Сегодня 26 апреля 2019г.

Архив новостей:

« 2019 »
« »
пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930






11.04.2019

МАРИИНО СТОЯНИЕ.


Преподобный Андрей Критский (ок. 660–740 гг.) оставил глубокий след в православном предании как выдающийся проповедник, яркий и плодотворный песнотворец, сочинитель слов и мелодий церковных песнопений. Родом святой Андрей был из Дамаска, с юности подвизался в лавре Саввы Освященного и иерусалимском монастыре Братства Гроба Господня, позже был дьяконом Великой церкви Константинополя и одновременно возглавлял дом для сирот. После двадцатилетнего дьяконского служения, за великие понесенные труды, святой Андрей был рукоположен в сан епископа и назначен на самую далекую тогда кафедру — на остров Крит. На этой должности он прославился деятельной благотворительностью и милосердием, молитвенным заступничеством за свою паству, красноречивыми проповедями. Он составил ряд проповедей на Господские и Богородичные праздники, дни памяти святых. Но наибольшую известность он получил как творец канонов и стихир. Критский святитель является первым известным автором полных девятипесенных канонов, дошедших до нас на греческом языке. Он написал каноны на все двунадесятые праздники, некоторые воскресенья Великого поста и периода празднования Пасхи, дни Страстной седмицы, различным святым, сочинил множество стихир и оригинальных мелодий и напевов. Великий покаянный канон подводит итог литургических трудов преподобного Андрея. Это была его личная покаянная исповедь, не предназначенная для общецерковного употребления. Великий канон, скорее всего, был составлен преподобным Андреем в зрелом возрасте, на что указывает содержание некоторых тропарей, например: «От юности Христе, заповеди Твоя преступих, всестрастно небрегий, унынием преидох житие. Темже зову Ти, Спасе: поне на конец спаси мя», то есть не отринь и спаси меня хотя бы в старости, в конце жизни. В течение пятидесяти лет после кончины Андрея Критского рукопись канона хранилась у монахинь константинопольского монастыря святого Патапия и не использовалась в богослужениях, пока в 790 году в столице Византийской империи не случилось страшное землетрясение. О тех днях говорили, что земля тряслась, гул шел из-под земли, все было объято пламенем. Некоторые ученые считают, что именно во время константинопольского землетрясения Великий канон преподобного Андрея Критского впервые был исполнен в общественном богослужении, причем не как покаянный, а как молитва о спасении в бедствии. Боясь быть погребенными под обломками, монахини монастыря святого Патапия вышли на площадь и стали петь этот канон. Позднее преподобный Феодор Студит (759–826 гг.), который много потрудился для составления Триоди постной и высоко ценил творчество критского архипастыря, стал инициатором пропевания покаянного канона по частям на первой неделе Великого поста и в полном составе в четверг пятой недели. Благодаря этому канон Андрея Критского сопровождает верующих всю Святую Четыредесятницу. По своему содержанию канон представляет собой сердечный плач о грехах и молитвенный вопль Богу о помиловании, облеченный в форму беседы с собственной душой. Для достижения своей цели – приведения души к искреннему покаянию – автор постоянно обращается к образам и сюжетам Ветхого и Нового Заветов. Оплакивая себя и все согрешившее человечество, преподобный Андрей вспоминает о грехах праотцев и переживает их, как будто собственные, укоряя душу за то, что и она сотворила подобные деяния. В качестве примеров для подражания святитель вспоминает ветхозаветных и новозаветных праведников, угодивших Богу. Вся Священная история рассматривается преподобным Андреем как история человеческого греха и праведности, отвержения Бога и возвращения к Нему, единственному Источнику всех благ. Каждая песнь канона завершается двумя тропарями в честь преподобной Марии Египетской, и еще одним – в честь самого Андрея Критского. Они были добавлены в более позднее время – возможно, преподобным Феодором Студитом или другими составителями Триоди постной. Помимо покаянного канона, служба Марииного стояния содержит еще одно продолжительное чтение – житие Марии Египетской (†522), этой «из великих грешниц — великой праведницы». Оно было составлено святым Софронием, патриархом Иерусалимским (560–638 гг.). Преподобная Мария в своей жизни реализовала то, к чему все время призывает Андрей Критский в своем каноне – глубокое и искреннее покаяние, полная «перемена ума» – и достигла святости. В юности и молодости она предавалась пороку, жила в грехах. Однажды Мария, увидев группу паломников, направлявшихся из Александрии в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня, присоединилась к ним, но не с благочестивыми помыслами, а «чтобы было больше с кем предаваться разврату». В Иерусалиме Мария попыталась войти в храм Гроба Господня, но какая-то сила удерживала ее. Осознав свое падение, она начала молиться перед иконой Богородицы, находившейся в притворе храма. После этого она смогла войти в храм и поклониться Животворящему Кресту. Выйдя, Мария опять обратилась с благодарственной молитвой к Деве Марии и услышала голос, сказавший ей — «Если перейдешь за Иордан, то обретешь блаженный покой». Послушав этого повеления, Мария приняла Святое Причастие и, перейдя Иордан, поселилась в пустыне, где провела 47 лет в полном уединении, посте и покаянных молитвах. Так суровыми подвигами Мария Египетская совершенно искоренила в себе все греховные пожелания и соделала свое сердце чистым храмом Духа Святого. Свою жизнь она сама незадолго до смерти открыла святому старцу Зосиме, встретившему ее в Иорданской пустыне. Чтение жития на службе кажется необычным элементом и предает Мариину стоянию уникальный характер в глазах верующих, однако, на самом деле, устав, кроме пения и чтения церковных гимнов, предусматривает в ежедневном богослужении еще и просто назидательное чтение. В последовании утрени есть не менее четырех моментов, когда спокойному вниманию молящихся предлагается чтение: житие празднуемого святого, толкование Евангелия, которое будет прочитано на Литургии, просто поучительный рассказ из «Пролога». Однако эти тексты давно вышли из обихода и даже в богослужебных книгах они не печатаются, лишь дается указание на них. А в среду пятой недели Великого поста положенное по уставу житие святой Марии Египетской не выпускается, но читается полностью. Оно делится на две части и первая из них читается еще до начала канона, сразу после чтения кафизмы Псалтири, а вторая – как передышка на Каноне, после третьей его песни. На следующий день после Марииного стояния, в четверг, обычно в первой половине дня, всегда совершается Литургия Преждеосвященных Даров, чтобы подкрепить всех тружеников молитвенного подвига

.Просмотреть изображение

 






        127053, Москва, 1-й Колобовский переулок, д.1, стр.2
        (495) 699-72-58, 694-96-12


     Made in RopNet