Храм на Петровке при ГУ МВД г. Москвы




Поиск:


Сегодня 28 марта 2023г.

Архив новостей:

« 2023 »
« »
пнвтсрчтптсбвс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031






ЗНАМЕНСКАЯ РУБРИКА



Газета "Петровка, 38"
Вопрос: Крестным ходом по Ярославской земле. Дневник паломницы.

Ответ: Община Знаменского храма при ГУВД по г. Москве во главе с его настоятелем протоиереем отцом Александром стала участником традиционного Иринарховского крестного хода, который проходил с 21 по 25 июля на гостеприимной Ярославской земле. Уже шестой раз общинники со своим духовным лидером отправились поклониться древним русским святыням и претерпеть суровые испытания. Среди паломников был и сотрудник нашей редакции.

Традиционный Иринарховский крестный ход в этом году начался в день Казанской Божией Матери. Но прежде чем перейти к рассказу об этом необыкновенном явлении, необходимо обратиться к страницам истории и, в первую очередь, к истории крестных ходов на Руси.

Издревле крестный ход представлял собой непостижимое единство церковного торжества и народного покаяния. По сложившемуся убеждению, именно крестный ход являлся важнейшим, если не единственным, средством искупления общественно­значимых грехов. Вот как объясняется суть крестного хода в скрижалях: «...Крестные ходы совершаются для того, чтобы освятить и людей и все, что потребно им для жизни, т. е. домы, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников. Все это для того, чтобы обитаемые грады и веси, и вся страна соделалисъ причастными Божественной благодати, отвергнув от себя все губительное и тлетворное».
Крестный ход нужен, чтобы пострадать, потерпеть неудобства во благо своей душе. Не имеющий здоровья — просит себе здоровья. Не имеющий семейного очага — просит себе суженую. Сознающий свою греховность — просит оставления грехов и т.д.
Чтобы стяжать благодать и получить просимое, в народной традиции было давать обеты: пройти крестный ход в веригах, с тяжестями, в неудобной обуви, натирая в кровь свои ноги, постясь. Если ничего не претерпеть, то это и не крестный ход.

ИЗ ПАМЯТКИ УЧАСТНИКУ
ИРИНАРХОВСКОГО КРЕСТНОГО ХОДА

С собой желательно иметь все то, что необходимо в многодневном походе с ночлегами в палатках и под открытым небом: кружку, миску, ложку, фляжку (пластиковую бутылку для воды), плащ¬-накидку, сменные носки, удобную (разношенную обувь), коврик и легкое одеяло. Будьте готовы к 8¬-10 часовым переходам под палящим зноем или проливным дождем. Из продуктов можно взять с собой немного орехов, сухофруктов, сухое галетное печенье, сухари.

Собираясь в крестный ход, укладывая вещи, которые напоминают об отдыхе на природе, необходимо, еще находясь дома, настраивать себя на то, что это не турпоход, не пикник, где можно будет расслабиться. На всех без исключения участников крестного хода распространяется «сухой закон» (распитие спиртных напитков, в том числе, пива категорически запрещено). Курить, находясь среди участников крестного хода во время пути, на привалах и в палаточных городках запрещено. Необходимо также отказаться от пользования сотовым телефоном, оставить дома радиоприемник и магнитофон (плеер).
До октябрьского переворота Ярославский край славился не только обилием храмов (в одном Борисоглебском районе их было 63), но и крестными ходами. Здесь ежегодно проводилось 24 хода; в числе их был и Иринарховский крестный ход, традиция которого возникла 300 лет назад и связана с временами Смуты — глубокого духовного, экономического, социального и внешнеполитического кризиса, постигшего Россию в конце XVII в. Именно здесь, на ярославской земле, народное ополчение, собранное по зову Русской православной церкви и возглавляемое князем Дмитрием Пожарским и Козьмой Мининым, в 1612 году получило благословение на победу над польскими интервентами и отстояло национальную независимость Отечества.
Это благословение было дано князю Дмитрию и ополченцам преподобным Иринархом, Затворником Ростовским (1548-1616), перед самым выступлением на Москву. Подвиги преподобного Иринарха поразили даже поляков. Его убогая келья находилась на территории Борисоглебского мужского монастыря — древнейшей русской обители, располагавшейся на тракте из Москвы на Бело­-озеро. Святой подвизался в тяжелых веригах, весивших около 150 кг. 30 лет подвижник провел в затворе и приобрел дар прозорливости и исцеления. Пророческие слова и сила духа преподобного Иринарха в годы страшных бедствий Смуты разносились по всей Руси.

В Иринарховском крестном ходе принимали участие наши государи и простолюдины, воины и духовенство. После 1917 года эту славную традицию постигли долгие годы забвения.

Возродилась православная традиция благодаря стараниям игумена Борисоглебского монастыря Иоанна (Титова) и его единомышленников. Первый в новейшей истории Иринарховский крестный ход был проведен в 1997 году. Этот крестный ход собрал всего 100 человек и заключался в том, что его участники на двух автобусах и 6 легковых машинах проехали по пути древнего крестного хода, проходившего от Борисоглебского монастыря через сельские храмы к целебному источнику (колодчику) преподобного Иринарха недалеко от села Кондаково, отслужили молебны на местах ночлега своих предшественников и водрузили крест над святым колодчиком, очистив его от зарослей и битого кирпича. А уже с 1998 года по благословению высокопреосвященнейшего Михея, архиепископа Ярославского и Ростовского, Иринарховский крестный ход стал совершаться, как и до революции, пешим порядком.
Кажется очень символичным, что в наше время, которое по некоторым признакам можно сопоставить со временем Смуты, Ярославская земля вновь осуществляет свою миссию — созидание своеобразного народного «ополчения» для возрождения национальных традиций русских людей. По сравнению со Смутным временем, у русского народа поменялись лишь противники: это не польская армия и не разбойники Тушинского вора. Как известно, России угрожает ныне гораздо большая опасность — это демографический кризис, духовная деградация русского человека, равнодушие к своему национальному достоянию, к своим святыням.
И все это рядом, буквально на расстоянии вытянутой руки…

Подъезжаем к Борисоглебскому монастырю и сразу попадаем в две параллельные реальности. Возле стен монастыря стоянка такси. Из салона одной из машин на всю округу несутся матерные песни. Причем как водитель, так и его коллеги по бизнесу, в связи с этим угрызений совести не испытывают, весело общаются меж собой…

Заходим на территорию монастыря. Нашего батюшку здесь знают все. Перехватываю на ходу беседу двух девчат. Глядя вслед отцу Александру, одна из них говорит другой:
— Смотри, батюшка из ОМОНа! Я его помню по прошлому году...
Это они разгрузку отца Александра с надписью «ОМСН» на спине приняли за омоновскую экипировку. Дело в том, что батюшка является духовником спецподразделения московской милиции и регулярно выезжает с отрядом в горячие точки. Поэтому настоятель Знаменского храма здесь, на крестном ходе, единственный в своем роде. Его облик несколько разнится от традиционного для священнослужителей. Как он сам признался в разговоре, вне храма он не только настоятель, но и поборник имиджа милиции. Его крест — не только служение Богу, но претерпевание за стражей правопорядка. И действительно, казалось бы, чего проще, ходить, как и положено священникам, в рясе, но батюшка поверх рясы предпочитает надевать спецназовскую разгрузку. Это его своеобразные вериги. Впрочем, о веригах мы еще поговорим. А пока хотелось бы рассказать об общине Знаменского храма.
Ее представители во главе со своим духовным лидером уже шестой год на крестном ходе. И хотя крестный ход далеко не развлекательный выезд на природу, количество его участников из прихода Знаменского храма с каждым годом увеличивается. В 2004 году в нем участвовало всего двое, в 2005-м — уже 13, в 2006-м — 20 общинников, в 2007-м — более 30 человек, в 2008-м — 45, в 2009-м — 38 (включая 6-х детей). В этом году количество паломников от Знаменского храма составило также 38 человек. Меняется не только количественный состав участников. Кого-то не отпускают с работы. И, напротив, появляются новички. Но, главное, сохраняется костяк, ядро этой дружной ячейки общества.

ИЗ ПАМЯТКИ УЧАСТНИКУ
ИРИНАРХОВСКОГО КРЕСТНОГО ХОДА

Будьте внимательны друг к другу.
Не проявляйте самочиния, считайтесь с тем, что говорят священники.
Что получили на ужин или обед — тем и будьте довольны. Не будет смирения, не будет и сытости.
Куда вас благословили — на том месте отдыхайте, тогда и отдохнете.
Лучшие места уступайте детям, пожилым, слабым и больным людям.
Считайте себя хуже всех — и будете лучше всех.

Маршрут крестного хода пролегает через 24 населенных пункта. За пять дней паломники проходят около 70 км, останавливаясь на ночлег у восстановленных храмов. В разрушенных церквях и на сельских погостах служатся молебны и панихиды. На пятый день у колодчика преподобного Иринарха служится молебен.
Важно знать, что крестный ход — это шествие за Христом. Возглавлять крестный ход могут только священники, которые олицетворяют Христа. Мирской человек не может возглавлять крестный ход. Организаторам Иринарховского крестного хода стоило немалых усилий приучить народ не забегать вперед идущих священников. Теперь это уже стало нормой.

По рассказам общинников-старожилов, первые годы было сложно ломать стереотипы. Общее отношение к милиции перепроицировалось и на отношение участников крестного хода к общине Знаменского храма. Но вскоре эта предвзятость исчерпала себя. Более того, когда в прошлом году община Знаменского храма присоединилась к крестному ходу только на третий день (отец Александр принимал участие в проводах спортсменов из ГУВД на XIII Всемирные игры полицейских и пожарных), это заставило поволноваться его организаторов и многих участников. «Мы переживали, что вы больше не будете приезжать,» — признавались они.

На одной из остановок к отцу Александру подходит немолодой, но довольно статный и весьма ухоженный мужчина. Они по-дружески общаются. После того, как собеседник батюшки отходит, я осмеливаюсь поинтересоваться кто это? Оказывается, генерал-лейтенант Федеральной службы безопасности. Он не пропускает ни одного крестного хода и каждый год проходит весь маршрут от начала до конца.
— Вот бы и наши отцы-командиры проявляли такой же интерес к этому мероприятию, как их смежники, — говорит батюшка. — Да и рядовым сотрудникам не мешало бы приобщиться к этому благому делу. На объявленную в стране реформу МВД возлагаются большие надежды; между тем, все болезни у нас в головах. Оздоровление милиции должно происходить, прежде всего, с позиции духовного развития и совершенствования каждого сотрудника. Раньше была идеология, были политруки, замполиты, а сейчас этого всего нет. А раз нет идеологии, то каждый дует в свою дуду. Люди живут в духовном вакууме. А на крестный ход приходят не за деньги, не за отгулы, не за поощрения какие­то, а по зову души и сердца. И преображаются, в первую очередь, внутренне. Здесь у людей другие ценности.
Может, есть смысл присмотреться ко всему тому положительному, что несет эта древнейшая русская традиция, убедиться в ее целесообразности для духовного воспитания сотрудников, провести необходимую разъяснительную работу. Арканом, конечно, никого тянуть не надо, но знать о существовании этого явления просто необходимо. Остальное — дело выбора каждого.

Бытовые условия московских общинников налажены на достаточно высоком уровне. Эта практика нарабатывалась годами, и теперь все выверено до мелочей. Например, наши не переносят палатки с места на место. Разбив платочный лагерь посередине маршрута, а это окраина села Ивановское, они каждый раз по окончании дневного шествия возвращаются в его расположение. Для этого ГУВД специально выделило комфортабельный автобус. Общинники в конце каждого дня даже находят время для купания, а это неописуемое благо после многочасовой изнуряющей жары.
Конечная цель маршрута — колодчик преподобного Иринарха Затворника, где каждый паломник должен совершить троекратное погружение. Представляете, что происходит у святого источника, когда к нему прибывает такое полчище народа? Чтобы избежать неминуемой давки, наши общинники прибывают к источнику на второй и третий день крестного хода — сначала мужчины, потом женщины и дети. Погружаются в источник, набирают святой воды. Окунуться в купель нужно с головой, причем, как уже говорилось, не менее трех раз. Перед каждым погружением необходимо перекрестится. Несмотря на всю простоту процедуры, совершить это под силу не каждому, поскольку температура в источнике всего + 4 градуса. После трех погружений новички выскакивают из воды пулей. От холода с непривычки заметно подкашиваются ноги, но затем по телу растекается неописуемая благодать, и появляются силы и желание повторить омовение. Но, по словам батюшки, эта процедура не должна превращаться в заурядное купание. Это священный обряд, который обязан пройти каждый православный, участвующий в крестном ходе.

На одном из участков маршрута приходится преодолевать узенький мостик через реку. Это позволяет организаторам пересчитать паломников, поскольку с мостика люди сходят по одному. В этом году аномальная жара подкорректировала планы многих, но в основном тех, кто недостаточно силен в вере. Если в прошлом году в шествии участвовало около 2000 человек, то в этом году насчитывалось 1350 крестоходцев.
На сходе с переправы обращаю внимание на пожарную машину и машину спасотряда Ярославской области. Как выясняется, к этому делу приложили руку и наши общинники. Дело в том, что один из членов общины — Александр Альбертович Колодкин — сотрудник Департамента пожарно-спасательных сил МЧС России, полковник внутренней службы. Его усилиями удалось обеспечить участие сил МЧС в проведении крестного хода. МЧСовцы соорудили переправу через речушку, обеспечили безопасность купания, поскольку многие из паломников, едва пройдя по мосту, бросились в воду. Причем прямо в одежде, так велико было их желание хоть на время укрыться от палящих лучей солнца в проточной воде природного водоема. В то время, когда вода в буквальном смысле бурлила от жаждущих искупаться, рядом с берегом курсировала надувная лодка со спасателем, а на берегу стоял еще один сотрудник МЧС в спасательном жилете. Невдалеке замечаю и карету скорой помощи, так что контроль за здоровье и безопасностью паломников не ослабевает ни на минуту.
Это можно сказать и о милиции. На всем протяжении маршрута были выставлены милицейские посты. Сотрудники милиции встречались даже в лесном массиве. Я решила обратиться к одному из них и узнать, случались ли в истории крестного хода нештатные ситуации. Он ответил, что таких случаев не припоминает.

Идти по жаре трудно. Но в этом и заключается весь смысл происходящего. Чтобы стяжать благодать Божию и получить просимое, в народной традиции было давать обеты: пройти крестный ход в веригах, с тяжестями, в неудобной обуви, постясь. Если ничего этого не претерпевать, то это и не крестный ход вовсе.
Задаю вопрос матушке Галине:
— Матушка, для чего все это нужно?
— Участие в крестном ходе придает сил на весь год. Многие проблемы исчезают потом сами собой. Ну и также это возможность закалить себя, испытать на прочность, укрепить силу воли, приобщиться к духовности.

По пути следования то тут, то там возникают очаги оживленности: это местные жители потчуют паломников водой. Последние норовят не только напиться, но и по возможности ополоснуться прохладной ключевой водицей. Одно наблюдение. В людей летят брызги живительной влаги — они ликуют от удовольствия. Мужчина снимает всю эту феерию на айфон. Причем ему наплевать, что дорогостоящая аппаратура может от воды придти в негодность, а вот незатейливую иконку, висящую на шее, он бережно прикрывает от брызг полами джинсовки.

Людская река растягивается на полтора-два километра. На узких участках маршрута люди вынуждены тесниться. Толчея порой напоминает давку в московском метро. Но в метро люди друг на друга рычат, нередко распускают руки, выясняя отношения. Здесь же все по-другому. Люди не только вежливы и улыбчивы, но и готовы в любую минуту придти друг другу на помощь. И никакой злобы.
Я иду бок о бок с Галиной Кочетковой, заведующим столовой Центра восстановительной медицины и реабилитации «Березовая роща» МСЧ ГУВД по г. Москве.
— Посмотри на лица, — говорит она, — таких лиц ты не встретишь ни в городе, ни в деревне.
И действительно все улыбчивы, почтительны друг к другу. Лица в буквальном смысле светятся радостью.
Галина Петровна на крестный ход приехала с мужем. Петр Борисович тоже работник ЦВМиР «Березовая роща», а здесь в его обязанности входит приготовление пищи, с чем, как я успела заметить, он справляется отменно. Такой вкусной каши и пюре я давно не едала. Хотя, конечно, вкусовые ощущения усиливаются прямо пропорционально усталости, накопленной в пути. А вообще пища в лагере незатейливая. Кроме названных каши и пюре, еще огурцы, помидоры, чай, лимон… Лишь в один из дней довелось полакомиться вкусным рулетом и арбузом, поскольку всей общиной отмечался день рождения отца Александра.

Главная достопримечательность нашего лагеря — это полотнище с изображением российского герба с одной стороны и иконы Божией Матери Знамения — с другой. Оно водружено на длинный шест и видно издалека. Мне как сотруднику редакции «Петровки, 38» приятно осознавать, что и мы приложили руку к благому делу, поскольку это подарок Храму главного редактора нашей газеты Геннадия Игоревича Белокопытова.

По мере своего повествования я намерена знакомить вас с некоторыми общинниками Знаменского храма. И первыми, кого бы я хотела представить, это династия Агиевичей. Их трое — отец, сын и внук. Самому старшему, Адаму Михайловичу, 86 лет. Он не имеет отношения к правоохранительным органам, но выправка у него поистине военная. А вот оба его потомка связали свою судьбу с органами правопорядка. Сын Виктор, в прошлом заместитель начальника ХОЗУ (УМТиХО) московского ГУВД, подполковник милиции в отставке. С настоятелем храма познакомился в 1994 году, а в 1996-м вступил в общину. Нелишне будет упомянуть, что в общине, после батюшки с матушкой, он старший, поскольку является ее старостой. Это очень ответственная должность, требующая веры, сил и деловой хватки, которых у Виктора Адамовича не занимать. И, наконец, младший представитель династии — Сергей Агиевич. Он майор милиции, проходит службу в Экспертно-криминологическом центре ГУВД по г. Москве.
Отношения между родственниками просто умиляют. Нечасто встретишь проявление такой всепоглощающей заботы, какую принято проявлять к своим близким в этой семье. Но перейдем к дальнейшему повествованию.

"Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, — несется над колонной верующих. — Богородицею помилуй нас!"... Эта напевная молитва очень помогает людям. С ней легче идти. Во-первых, она задает темп, во-вторых, помогает контролировать дыхание. Ну и, конечно же, добавляет духовных и моральных сил. Как-то само собой у верующих появилась идея исполнять молитву попеременно сначала мужскими, а потом женскими голосами. Эта практика очень быстро прижилась и теперь стала одной отличительных черт Иринарховского крестного хода. А таких черт накопилось уже немало. К ним, например, можно отнести одежду паломников. Многие одеваются в русские национальные костюмы: женщины — в сарафаны, мужчины — в расшитые холщевые сорочки.

Еще один член общины — Сергей Малыш — сотрудник Центра транспортного обеспечения ГУВД по г. Москве. Его крепкие мужские руки — хорошее подспорье в самых трудоемких процессах. В лагерь он прибыл за день до приезда основной группы. Вместе с помощниками воздвиг на месте будущей стоянки два навеса, в которых разместилась полевая столовая. Да и сам по себе Сергей Витальевич человек веселый и легкий на подъем. С таким не пропадешь.

Дисциплине в лагере могло бы позавидовать любое строевое подразделение. В отличие от многих из них команды начальника здесь принято выполнять безоговорочно и с первого раза. Напротив, без команды не предпринимать лишних движений.
Расписание примерно следующее. Подъем в 7 часов. В 7.30 — утренняя молитва. Потом завтрак. До начала крестного хода распорядок для общинников вольный. Но все так или иначе принимают участие в пополнении запасов воды, пищи и прочих общественных заботах. По возвращении с крестного хода — кратковременный выезд на речку, раздельное купание («мальчики — налево, девочки — направо»). Купание в реке — не просто удовольствие, но и необходимая мера личной гигиены. По прибытии в лагерь — ужин. Затем вечернее правило (молитва). Остальное время до утра отводится для сна.

Во время чтения утреннего и вечернего правил и на протяжении всего крестного хода община молится за здравие наших воинов, находящихся в горячих точках, поименно поминая каждого из них. Список с именами находится у батюшки отца Александра.

То и дело в поле зрения попадает игумен Борисоглебского монастыря отец Иоанн, чьими стараниями Иринарховский крестный ход обрел вторую жизнь. Это человек неиссякаемой энергии. По ходу шествия, освещая всех своей лучезарной улыбкой, он буквально летает вместе со своими помощниками и как бы в утешение окропляет паломников святой водой.
Поговаривают, что до того, как стать священником, отец Иоанн работал геологом, а позже служил в ОМОНе…

Сколько живу, столько удивляюсь логике мышления православных христиан, с которой они подходят к объяснению всевозможных фактов и явлений, а также их природному остроумию. Вот пара наблюдений.
Девочка обронила в траве бусы. Мама ее успокаивает:
— Не переживай, значит, кому-то они нужнее, чем тебе...
Или матушка Галина, завидя одного из общинников, идущего налегке к нашей группе, расположившейся на привале, бросает ему камешек:
— Лови!
Тот, естественно, ловит. А матушка наставляет:
— Знаешь, почему ты поймал? Потому что у тебя руки ничем не заняты.
И до общинника доходит, что, направляясь к своей группе, он мог бы прихватить продукты питания или воду…

Детишек в нашей группе шестеро. Самой младшей Фросе всего 10 месяцев. Следующая по старшинству Галина. Несмотря на то, что ей всего четыре года, у нее уже пятилетний стаж участия в крестном ходе: первый свой красный ход она совершила в утробе матери. У Гали две сестрички — Лера (12 лет) и Ира (9 лет). Мама трех сестренок по профессии — зубной врач, папа, Александр — начальник отдела УМТиХО ГУВД. Его отсутствие маленькая Галя объясняет тем, что папу не отпустили со службы. Еще одна девочка — Соня, ей 6 лет. И, наконец, самый старший из детской компании — 13-летний Артем. Он, как может, опекает младших, следит за ними. Но и сам не прочь поноситься, попинать мяч. Но это в свободное время, а так идет весь крестный ход наравне со взрослыми.

Крестный ход послужил возрождению еще одной старинной традиции: перед селами и деревнями, через которые он пролегает, были установлены поклонные кресты. Всего теперь на Борисоглебской земле насчитывается более тридцати крестов.
Любой путник при входе в селение обязан поклониться такому кресту. Это знак того, что он не имеет злого умысла.

Для жителей селений, через которые проходят крестоходцы, день встречи крестного хода — это праздник, и ждут его целый год. Как в праздник, надевают лучшую одежду, пьющие в этот день не пьют, даже самые опустившиеся надевают чистые рубахи... Всем селением готовится угощение, накрываются столы. Равнодушных нет: у каждого дома стоят люди — встречают, провожают, крестятся, узнают знакомые лица, радуются встрече... И надо видеть, как они с детской радостью подставляют лица под капли святой воды, которой кропит их игумен Иоанн.

На привале выдается немного свободного времени. Вновь прошу отца Александра поделиться своими мыслями по поводу крестного хода.
— Крестный ход и вера помогают каждому преобразиться, окрепнуть духом, — говорит батюшка. — Да, это испытание, но почему бы не пострадать за службу нашу, за милицейскую. Тут даже маленьких на руках несут, больных везут на колясках. А наши здоровые мужики — почему бы им не пройти? Чем больше сотрудников будут приобщаться к вере, тем меньше будет твориться безобразий, жестокости, пьянства, случаев суицида. Это последний шанс заблудшим душам найти свой стержень, точку духовной опоры, стать просветленнее.

Еще один прихожанин Знаменского храма по имени Дмитрий. На крестном ходе он несет шестиметровый флагшток с полотнищем размером два на два метра. Можно себе представить, какая это нагрузка. Но он стойко преодолевает трудности. Его хоругвь самая высокая, на открытой местности ее видно практически с любой точки. Многие подходят к нему и признаются, что его флаг очень поддерживает их в пути, придает сил. Сам Дмитрий относится к своей ноше, как к живому организму.
— Я физически ощущаю, как трепещется на ветру мое знамя. Это приятное ощущение...
Мало кто знает, что в кармане у него всегда есть нашатырь. Это проверенное средство помогает в сильную жару находиться в тонусе. А проще говоря, не потерять сознание. Он признается, что такого трудного крестного хода на его веку еще не было. На второй день пути он едва не рухнул от изнуряющей жары. Подвезенной воды не хватило...
— Вы участвуете только в крестных ходах? — спрашиваю я его.
— Нет, и в других мероприятиях патриотической направленности.
— И давно?
— Практически с малых лет.
— А кто подтолкнул вас к этому выбору.
— Родители.
Его ответы немногословны, что вызвано нарастающей с каждым днем усталостью. Завтра последний день шествия.
— Дмитрий, силы-то еще остались? — задаю я последний вопрос.
— К утру восстановлюсь, — улыбается он.
У матушки удается узнать, что мой собеседник окончил с красным дипломом один из педагогических вузов.

В центре колонны несут вериги преподобного Иринарха Затворника. Это монастырская святыня. На крестный ход их специально выносят из монастыря, где они бережно хранятся и поочередно надевают на участников процессии. Крестоходцы могут в них пройти небольшой отрезок пути или совершить земной поклон во время остановки.
Старец Иринарх нес подвиги монахов первых христианских веков — затворничество и ношение вериг. Затворившись в маленькой убогой келье у восточной стены Борисоглебского монастыря, подвижник заковал себя в железо: «Были на нем плечные и нагрудные вериги, шейное путо и путы ножные, пудовые поясные связни, многие оковцы для рук и перстов, обруч для головы, 142 небольших кованых креста». Проводя время в непрестанной молитве, подвижник спал два-три часа, не давая отдыха и своим рукам: делал одеяния нищим, вязал волосяные свитки, клобуки. «Добропроизвольный мученик» укрощал свою плоть, его страданиям дивилась вся Русская земля. Из тридцати восьми лет монашеской жизни тридцать подвижник провел в затворе, и «терпению его дивились ангелы». За свои подвижнические труды преподобный удостоился от Господа дара прозорливости, изгнания бесов, исцеления недужных. Когда пришла Смута, преподобный прибавил себе оков, цепь его стала длиной в двадцать сажен, весом в четыре пуда, общий вес его «трудов» составил 106 килограммов.
Сохранились только одни вериги. Они были возвращены Борисоглебскому монастырю в 1999 году. Многие верующие считают за великое благо всего лишь прикоснуться к этой святыне.

В числе наших общинников, помимо пожилых и детей, находится инвалид. У него 9 лет назад отказали ноги, и теперь он может передвигаться в основном в инвалидной коляске. Иногда он встает на костыли. В этом случае ему необходим сопровождающий, поддерживающий его под руку. Шанс восстановиться у него есть, но для этого требуется сложная операция. А пока он такой же участник крестного хода, как и все остальные, правда, в основном время проводит в лагере. Лишь на последнем отрезке маршрута его везут в инвалидной коляске да в один из дней вывозят к святому источнику.
Одна деталь. В конце крестного хода у Артемона (так зовут его все) ломается один из костылей. Все расценивают это как знак неминуемого выздоровления…

Неизменным участником Иринарховского крестного хода на протяжении нескольких лет, а точнее, с 2003 года, является Сергей Алексеевич Корольков. Он с Ростова-на-Дону. По профессии художник. Этот человек единственный, кто каждый год запечатлевает все это действо на видеокамеру, а впоследствии создает фильмы. Эти фильмы среди постоянных участников крестного хода расходятся на «ура». Их каждый год ждут и увозят в разные уголки страны и мира, чтобы показать своим близким и друзьям, и, конечно же, оставить себе на память. Каждый фильм Сергея Алексеевича не похож на предыдущий. Он говорит, что не знает, как при монтаже повернется сюжет очередного шедевра. И вообще признается, что все его фильмы — это промысел Божий.
— Не я делаю эти фильмы, а Господь через меня,.. — так он объясняет свои творения.
Отрывки из этих фильмов можно посмотреть на сайте Знаменского храма по адресу: www.hramznameniya.ru

Заканчивается четвертый день нашего пребывания на Ярославской земле. За это время пройдено чуть более 70 километров. В первый день — около 20-ти, во второй и третий — примерно по 22 км и, наконец, в четвертый день — 7 км. По сравнению с маршрутами первых дней крестного хода, последний отрезок пути показался детской забавой, поскольку был коротким и пролегал по асфальтированному участку дороги.

Пятый день крестного хода начинается с Божественной литургии, которая проходит в церкви села Кондаково. Вся община Знаменского храма выстраивается за отцом Александром возле входа в церковь. По завершении службы собираемся возле своего автобуса. Настроение у всех приподнятое. Подходит мужчина средних лет и, видя надпись на нашем автобусе «ГУВД по г. Москве», недоумевает:
— Никогда не видел таких улыбчивых милиционеров…
Это ли не первый признак оздоровления отношений между милицией и простыми гражданами?

Крестный ход заканчивается молебном у колодчика преподобного Иринарха Затворника.

Перед отъездом в Москву батюшка назначает построение общинников. На этой импровизированной линейке он благодарит всех за проявленную выносливость, за вклад в общее дело, поминает тех, кто не смог в этом году разделить участь общинников, но особо в память врезаются его слова по поводу предназначения крестного хода:
— Крестный ход — это спасительный путь, который предлагает нам Господь.

Освящаясь подвигами преподобного Иринарха Затворника и собирая в свои ряды православных христиан самого разного социального положения и возраста из разных городов России (Москвы, Костромы, со всей Ярославской области, Волгограда, Белгорода, Ростова-на-Дону, Вятки, Иркутска и др.), Иринарховский крестный ход несет на себе печать общенационального значения. Участие же в Иринарховском ходе паломников из-за рубежа (Прибалтики, Сербии, Германии, Польши), география которых с каждым годом расширяется, заставляет рассматривать это действо как выход Русской Православной Церкви в народы за пределами России. Все это позволяет сделать вывод, что одной из главных целей Иринарховского крестного хода, по замыслу его организаторов, является пробуждение национального сознания русского народа.

Материал подготовила Наталья АЛЕКСЕЕВА














        127053, Москва, 1-й Колобовский переулок, д.1, стр.2
        (495) 699-72-58, 694-96-12